В Лобненском СРЦН работа с трудными подростками ведется по программе «Путь к себе»
Подростковый возраст является наиболее чувствительным периодом для развития девиантного (отклоняющегося от общественных норм) поведения. Стремление к познанию, к новизне, желание взрослости и признания, боязнь отстать от сверстников – все это при неблагоприятно сложившейся ситуации может привести подростка к выработке устойчивого асоциального поведения. Пик эмоциональной неустойчивости приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – 13-15 лет.
Дети с девиантным поведением составляют значительную часть «группы риска». В Лобненском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних ведётся работа с такими подростками в рамках программы, которая носит название «Путь к себе».
Целью программы «Путь к себе» является совершенствование психологических возможностей подростков, исправление системы ценностей и представлений, развитие эмоционально-мотивационной сферы, выработка у подростков навыков противодействия давлению со стороны других людей с тем, чтобы они могли самостоятельно приять решение о неупотреблении психоактивных веществ (ПАВ) в соответствующей ситуации.
Программа основана не на запугивании подростка страшными фактами последствий негативного поведения, употребления ПАВ, а на необходимости поддержания здорового образа жизни, на уважении личности человека при одновременном обучении его навыкам самоанализа, самостоятельного выбора решений, на умении отстоять свое убеждение.
На занятиях воспитатели с ребятами разбирают способы отстаивания своих убеждений, особенности поведения в конфликтных ситуациях. Для этого используют деловые ситуации, где проигрывают различные модели поведения, обсуждают различные жизненные примеры, в результате чего подростки вырабатывают собственное мнение по выявленным проблемам.
Активизировать творческий потенциал помогают арттерапевтические методы: изобразительная деятельность, спектрокарты, метафорические ассоциативные карты, сказкотерапия, визуализация и другие методы.
Упражнения, происходящие в тренинговой форме, помогают развить у подростков такие важные качества, как социальная восприимчивость, доверие, умение понимать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию и сопереживанию.
Ольга ПОТАПЧУК, психолог участковой социальной службы «Лобненского СРЦН», кандидат психологических наук. @Лобненское информационное агентство