Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A

Историческая справка Контрольно-счетной палаты города Лобня

Историю государственного финансового контроля можно начать отсчитывать со времен первых Романовых, до этого времени финансовый контроль не носил системного и цельного характера.
При первых Романовых, особенно во время правления Алексея Михайловича (1645–1676), началась смена характера, содержания и стиля правления. Начинался период укрепления государственности и центральной власти. В стране усилилась необходимость создания органов государственного контроля.
В 1654 г. в структуре государственной власти России под кураторством царской Думы учреждается Счетный приказ или Приказ Счетных дел. Первоначально перед ним ставилась сравнительно узкая задача – проверить раздачу полкового жалованья во время войны с Польшей 1653–1654 гг., а затем обревизовать деятельность Приказа Большой казны за 50 лет. Счетный приказ считал государственные доходы и расходы по книгам других центральных приказов и земельных учреждений; в некотором роде выполнял функции казначейства, куда поступали недоимки прошлых лет и остатки из ассигнованных по разным ведомствам сумм, если они оставались; обращался в другие Приказы с запросами по исполнению ассигновок, данных должностным лицам, послам, полковым воеводам; вызывал к отчету из городов земских целовальников с их приходно-расходными книгами.
Вступление на русский престол Петра I (1682-1725) и его реформы стали важнейшим этапом в истории России. Петр I радикально изменил систему управления государством, в частности, в ходе реформ Петр I дает основание государственному счетоводству и контролю. Обязанности государственного контроля возлагаются на учрежденный 22 февраля 1711 г. Правительствующий Сенат, ставший высшим финансовым учреждением в России, при котором в качестве параллельных и отчасти подчиненных органов состояли Ближняя Канцелярия (до 1719 г.) и Ревизион-коллегия (начиная с 1720 г.), проверявшие ведомости о приходе и расходе сумм, поступивших после проверки их Камер- и Штатс-конторами.
С 1714 г. для борьбы со злоупотреблениями чиновников и, особенно с взяточничеством Петр I создает особый институт фискалов, которые должны были тайно доносить о замеченных злоупотреблениях и нарушениях. Фискалы подчинялись обер-фискалу в генеральском чине при Сенате. Однако взяточничество среди петровской бюрократии было настолько распространено, что сам обер-фискал генерал Н.С. Нестеров оказался крупным казнокрадом-взяточником, за что был осужден Петром I к смертной казни. Позднее, в 1718 г., изучив практику и опыт административных учреждений Швеции, с которой Россия вела многолетнюю войну, Петр I в целях укрепления центрального аппарата государственной власти, вводит коллегиальную систему управления.
В числе девяти созданных коллегий три были финансовые:– Камер-коллегия для сбора доходов;– Штатс-контор-коллегия для заведования расходами;– Ревизион-коллегия для контроля за доходами и расходами.
В связи с возложением контроля и ревизии на Ревизион-коллегию Ближняя Канцелярия была упразднена. Таким образом, высшим контрольным учреждением России становится Ревизион-коллегия, начавшая свою деятельность вместе с другими коллегиями в 1720 г. 12 января 1722 г. Ревизион-коллегия была реорганизована в Ревизион-контору и стала состоять при Сенате. В том же году ей была дана Инструкция, в которой устанавливались ее права и обязанности, а также определялось общее устройство контроля в России.
Следующее значительное изменение в системе государственного финансового контроля произошло только во время правления Александра I (1801–1825). Манифестами от 25 июля 1810 г. и 25 июня 1811 г. управление государственными доходами и расходами было разделено на 3 части, из которых первая была вверена Министру финансов, вторая – Государственному казначею, третья – Государственному контролеру. Государственному контролеру были даны все права министра Российской Империи, и поручено высшее наблюдение за поверкой счетов по всем военным и гражданским департаментам. Обычно Государственный контролер присутствовал на заседаниях Сената. Большое значение имело и то, что Государственный контролер получил право непосредственного доклада императору. Под руководством Государственного контролера Манифестом от 25 июля 1810 г. было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов.
После смерти Александра I на престол Российской Империи вступил Николай I (1825–1855). При нем Главное управление ревизии государственных счетов было преобразовано в Государственный контроль. В 1836 г. было утверждено положение о Государственном контроле, которое изменило его устройство и расширило права. Государственный контроль теперь состоял из Совета Государственного контроля, контрольных департаментов для ревизии счетов гражданского, военного и морского ведомств, канцелярии Государственного контроля, контрольного архива. Совет состоял из четырех членов, назначенных Императором, и трех генерал-контролеров, управляющих контрольными департаментами. Председательствовал в Совете Государственный контролер Российской Империи. На Совет были возложены права и обязанности Государственного контролера.
Следующие серьезные изменения в системе государственного финансового контроля происходят уже в XX веке. После Октябрьской революции 1917 г. государственному финансовому контролю уделялось видное место в осуществлении экономической политики новой власти. При этом финансовый контроль никогда не отделялся от учета.
Первым шагом в реформировании контроля стало образование в конце октября 1917 г. при старом Государственном контроле Коллегии Государственного контроля и назначение Советом Народных Комиссаров временного заместителя Народного комиссара по государственному контролю. 5 декабря 1917 г. декретом был образован Народный комиссариат государственного контроля, осуществляющий проверку финансовой деятельности государственных учреждений. В этот же день был принят декрет Совнаркома “Об образовании Коллегии Государственного контроля”. Следующий шаг в направлении слома старого аппарата государственного контроля был сделан 18 января 1918 г. В этот день Совет Народных Комиссаров издал декрет “О Центральной контрольной коллегии и местных учетно-контрольных коллегиях и комиссиях”. Этим декретом старые органы Государственного контроля были отстранены от осуществления контроля. Устанавливалась новая система контрольных органов, центральным звеном которой стала Центральная контрольная коллегия, созданная ВЦИК.
В связи с началом гражданской войны и исходя из новых задач государственного строительства, Постановлением ВЦИК от 2 мая 1918 г. Государственный контроль был преобразован в Народный комиссариат государственного контроля во главе с Народным комиссаром и Коллегией. Для укрепления Наркомата государственного контроля во главе его в марте 1919 г. был поставлен И.В.Сталин. В короткие сроки им был подготовлен проект декрета о реорганизации государственного контроля, который был утвержден ВЦИК 9 апреля 1919 г.
Перед государственным контролем декрет поставил задачу эффективной борьбы с “бюрократизмом, косностью, бесхозяйственностью и расхлябанностью”. В декрете подчеркивалась необходимость обеспечить “действительный фактический контроль”, быстрое, неуклонное и целесообразное осуществление декретов и постановлений. Деятельность контроля, указывалось в декрете, не должна ограничиваться наблюдением за финансовой стороной работы подконтрольных учреждений, а должна распространяться на все области хозяйства.
7 февраля 1920 года Наркомат государственного контроля был преобразован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции (НКРКИ), руководителем которого был также назначен И.В. Сталин. На этом посту он оставался до 1922 года.
В связи с реорганизацией государственного управления в марте 1946 г. Народный комиссариат государственного контроля СССР был преобразован в Министерство государственного контроля СССР. Министерство государственного контроля СССР являлось союзно-республиканским органом государственного управления. Главные контролеры Министерства государственного контроля СССР, ведающие контролем по отдельным союзным и союзно-республиканским министерствам, назначались и освобождались Советом Министров СССР, а главные контролеры Государственного контроля союзных республик – советами министров союзных республик по согласованию с министром Государственного контроля СССР.
К 1965 г. система управления была реформирована. Исходя из новых условий и задач в декабре 1965 г. было принято решение о преобразовании органов партийно-государственного контроля в органы народного контроля, массовым звеном которых становились группы и посты народного контроля. Система органов народного контроля стала определяться Законом “Об органах народного контроля в СССР” от 9 декабря 1965 г. и принятым на его основе Положением об органах народного контроля в СССР, а также законами об органах народного контроля союзных и автономных республик.
На органы народного контроля возлагался систематический контроль за выполнением государственных планов и заданий, выявление и использование резервов народного хозяйства, вопросы повышения эффективности общественного производства, контроль за экономным расходованием трудовых, материальных ресурсов и денежных средств, за внедрением в производство нового. Для осуществления возложенных на органы народного контроля задач им предоставлялись широкие права.
Верховный Совет СССР 16 мая 1991 г. в числе законов, связанных с переходом к рыночной экономике принял закон о Контрольной палате СССР. В соответствии с данным законом Контрольная палата получала право контроля за эффективным и производительным использованием государственного бюджета во всех без исключения органах государственной власти и управления. Через контроль за финансами предполагалось получить доступ к информации о принимаемых решениях и лицам, отвечающим за их принятие и исполнение. В декабре 1991 г. в процессе ликвидации органов государственного управления СССР Контрольная палата СССР была упразднена.
Счетная палата Российской Федерации была образована в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Федеральный закон от 11 января 1995 г. №4-Ф3 “О Счетной палате Российской Федерации” закрепил необходимость создания конституционного органа – Счетной палаты и определил ее как постоянно действующий независимый орган государственного финансового контроля, подотчетный лишь Федеральному Собранию Российской Федерации.
По существу, Закон направил деятельность Счетной палаты на реализацию права государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы и финансовые интересы граждан России, на приумножение и эффективное использование государственных финансовых средств, средств федеральных внебюджетных фондов, имущества находящегося в федеральной собственности, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.
Конституция определила и порядок формирования Счетной палаты. В соответствии с Основным законом Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава аудиторов, Совет Федерации – заместителя Председателя Счетной палаты и также половину состава ее аудиторов.